Создаем красивый сад

Цвет в вашем саду

Опубликовано Суббота, Февраль 5, 2011 12:31
Категория: Дизайн сада

Цвет — важный элемент любой композиции в саду. Он преображает тенистые уголки, создает романтическое настроение, увеличивает  или, наоборот, уменьшает пространство. Жарким летом растения с белыми, голубыми, синими цветками дарят ощущение прохлады и свежести…

Цвет в вашем саду, фото

Цвет в ландшафтном дизайне рассматривают как одно из основных средств, с помощью которого пейзажу участка можно придать особое настроение и неповторимость. Теория цветовых сочетаний – обширная тема, здесь мы только кратко перечислим основные закономерности, без которых трудно обойтись при составлении ландшафтных композиций в вашем саду.

Выбор цветовой гаммы для вашего сада зависит от многих факторов. Какой ваш любимый цвет, кто вы по темпераменту (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), какого эффекта хотите добиться (ударного, возбуждающего или, наоборот, успокаивающего, расслабляющего).
Существуют различные колористические системы, позволяющие определить сочетающиеся между собой цвета. Простейшей системой является цветовой круг, разделенный на 8 частей.
Цветовой круг, фото

Хроматическими называют 8 цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый, синий, фиолетовый и пурпурный (переходный от фиолетового к красному).

Синий, красный и желтый – основные цвета, а между ними расположены дополнительные: зеленый, оранжевый и фиолетовый (производные основных). Зеленый — сочетание синего и желтого, оранжевый — красного и желтого, фиолетовый — красного и синего цветов. 

Сочетания цветов могут быть:

- контрастные — сочетания красок, находящихся в круге напротив друг друга
- гармоничные — сочетания 3 цветов, лежащих рядом по кругу.
Все цвета хроматического круга делятся на теплые и холодные. К первым относят красный, оранжевый, желтый и их оттенки. Эти активные и страстные цвета, они улучшают настроение и побуждают к действию.
Красный цвет, например, увеличивает мускульное напряжение, кровяное давление, ускоряет ритм дыхания, стимулирует работу мозга. Холодные цвета (синие, фиолетовые) — напротив, расслабляют, замедляют темп восприятия и создают ощущение гармонии. В промежутке находится зеленый – гармоничный цвет природы – он снижает кровяное давление (недаром на людей так благотворно влияют прогулки по лесу), расширяет сосуды, освежает и успокаивает.

Считается, что людям темпераментным и раздражительным больше подходят цветники, выполненные в сине-фиолетовой гамме, а вот робким и застенчивым лучше выбирать желтые и оранжевые цвета. Существуют обоснованные законы, по которым цветовые сочетания по-разному действуют на психику и ощущения человека. Однако в восприятии цвета очень много субъективного — у каждого из нас свой вкус, свои пристрастия.




Важными характеристиками хроматических цветов являются насыщенность (чистота) и яркость (светлота). Но существуют также ахроматические цвета, которые обладают лишь последней характеристикой: это черный, все оттенки серого и белый. Насыщенность цвета зависит от степени присутствия в нем белого. Яркость, наоборот, определяется степенью отличия цвета от белого.

Какие цветовые закономерности надо учитывать при составлении растительных композиций?

Мы воспринимаем цветовые сочетания в различных соотношениях. И строятся эти сочетания по правилам цветовой гармонии — либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Посмотрите на приведенный выше круг. В природе мы почти никогда не видим таких цветов! Есть, конечно, сорта растений и с насыщенным цветом, но чаще — с вялым, размытым.
Изменить восприятие цвета можно путем правильного подбора сочетаний. Например, любой цвет на фоне контрастного воспринимается как более насыщенный. Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, разместив его рядом с зеленым; желтого — включив в композицию фиолетовый. Наоборот, близкие по тону цвета, расположенные рядом друг с другом, нивелируют свою насыщенность.
Кроме того, цвета воспринимаются иначе, если они видны наблюдателю на другом фоне, что также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников. Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый; желтый — зеленеет, а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне красный и синий цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится ближе к оранжевому.
Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, а все темные — тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет тоже воспринимается как легкий, парящий.

Обратите внимание на то, что теплые тона при дневном освещении производят впечатление более близких. Это цвета переднего плана, как бы приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их обычно используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении. На этом основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темных лиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

В сумерках эти соотношения меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане, а красный и желтый — более отдаленных и глубоких.
Еще один «инструмент» ландшафтного архитектора — это использование светотени, которая помогает подчеркнуть выразительность и объемность растительных групп. Различия в характере освещения участка, его построек, деревьев  и т. п. дают определенные светотеневые эффекты.
Поверхность любого тела отражает свет, образуя на земле неосвещенный участок — падающую тень. На той части тела, куда не попадают световые лучи, образуется собственная тень. На освещенной части изогнутой поверхности (от границы собственной тени в сторону света) образуется полутень. Наконец, в самих тенях могут возникать рефлексы — свет, отраженный от других предметов. Они особенно заметны на поверхности блестящих предметов: там образуются сверкающие пятна — блики. Эти переходы от света к тени зависят от размещения источника света — перед предметом, сзади от него или сбоку.

Когда источник света находится прямо перед объектом (фронтальное освещение), светотеневые переходы выражены слабо, композиция невыразительна. При боковом освещении они выражены ярче, рельефнее: вы замечали, наверное, как вечерние и утренние косые лучи солнца высвечивают фактуру дерева или кустарника. Освещение, когда объект находится между источником света и наблюдателем, усиливает окраску листьев и цветов, подчеркивает силуэт дерева и группы растений.

Смена освещения в пейзаже происходит непрерывно, однако чем длиннее день, тем продолжительнее световые эффекты. Поэтому в разных географических зонах световой режим различен. На севере это преимущественно рассеянный, мягкий свет. Туманы, облачные дни смещают краски цветников, углубляют парковые перспективы. В южных районах, наоборот, резкие тени, особенно в полдень, усиленная яркость красок создают зрительное сокращение глубины перспективы.

Грамотно используя на своем участке приведенные закономерности, вы добьетесь эффектных результатов. Однако при подборе оптимального цветового решения сада лучше не допускать излишней пестроты и беспорядочного расположения цветовых пятен, необходимо стремиться к гармонии.

В следующей части статьи мы рассмотрим некоторые примеры использования приведенных принципов при составлении цветовой композиции вашего сада.

 Продолжение следует

Ответить

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

:mrgreen: :neutral: :twisted: :shock: :smile: :???: :cool: :evil: :grin: :oops: :razz: :roll: :wink: :cry: :eek: :lol: :mad: :sad:

  • Журнал «Планирование нестандартных участков»

    Журнал"Планирование нестандартных участков", фото

  • Метки

  •  Локализация; webblock.ru: Темы wordpress, шаблоны wordpress themes. | Перевод; SEOfish.ru: продвижение сайтов.